Светлана Кожирова: «Геноцид» в СУАР КНР придуман Западом для подрыва международного авторитета Китая

0

«Преувеличенными и ложными являются заявления, такие как «геноцид» и «преступления против человечности», придуманные некоторыми западными политическими силами, пытающимися подорвать международный авторитет Китая», – заявила руководитель Центра китайских и азиатских исследований Казахстана Светлана Кожирова.

В августе 2018 года, напомним, представители Управления Верховного комиссара ООН по правам человека выразили обеспокоенность, заявив, что в их распоряжении имеются данные о том, что в исправительных лагерях Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР КНР) могут противозаконно содержаться до миллиона уйгуров, и предложили направить международных наблюдателей в регион.

Официальный Пекин, отметим, многократно опровергал создание масштабной сети пенитенциарных учреждений, заявляя, что в Синьцзяне действуют сепаратистские группировки, связанные с международным террористическим исламистским подпольем, подчеркивая, что в «центрах образования и профессиональной подготовки» содержатся лица, попавшие под влияние идей терроризма и экстремизма.

Находящиеся на «перевоспитании», по словам Светланы Кожировой, обучаются китайскому языку, основам письма, коммуникативным навыкам и основам законодательства КНР.

В Синьцзяне на протяжении пяти последних лет, отмечает эксперт, не происходило терактов, и это важный показатель для региона, который в течение длительного времени был одним из самых беспокойных регионов страны.

«Синьцзян на законных основаниях запустил программу профессионально-технического образования и подготовки. Ее цель заключается в том, чтобы на корню искоренить терроризм и религиозный экстремизм, лишить терроризм источников для развития и благодатной почвы, остановить экстремизм в зародыше. Откликнувшись на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия», Китай направил все усилия на «устранение условий, способствующих распространению терроризма, предотвращение терроризма и борьбу с ним», – пояснила она.

По мере сдачи экзаменов и овладения профессиями центры предусматривают обучение сроком три месяца, полгода и один год. Заведения делятся на центры первого, второго и третьего уровней. Последний уровень, отметим, закрытый, и поступающая информация достаточно противоречива.

«Нам удалось побывать в одном из центров профессиональной переподготовки и обучения в Кашгаре, где девочек обучают швейному делу, а мальчиков – парикмахерскому искусству, работе электриками. Но есть и более закрытые центры, потому как речь идет о тех воспитанниках, которые прошли обучение в исламских центрах и очень религиозны», – добавила Светлана Кожирова, заметив, что «религиозная тема» очень тонкая и требует щепетильности.

Борьба Китая с сепаратизмом

Официальная позиция руководства КНР, уточнила руководитель Центра китайских и азиатских исследований Казахстана, в том, что сфера внутренней политики не должна подвергаться вмешательству из-за рубежа, а права человека не должны ставиться выше государственного суверенитета.

Сепаратистской организацией в СУАР, отметила она, является «Исламская партия Туркестана» (ИПТ), ранее была известна как «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ).

У ИДВТ, по словам Светланы Кожировой, не было конкретной политической программы, но движение руководствуется целью создать независимый Восточный Туркестан, который включал бы в себя части Турции, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Пакистана, Афганистана и СУАР.

«Главной задачей ИДВТ являются освобождение СУАР от китайского правления, создание исламского шариатского государства. Такие идеи являются крайне опасными для национальной безопасности и целостности Китая. В 2008 году члены ИДВТ поклялись проводить джихад в Китае. Движение насчитывало 600 боевиков, прошедших боевую подготовку в тренировочных лагерях Афганистана и Пакистана», – подчеркнула она.

Глава МИД Китая Ван И, отметим, еще в 2014 году, выступая в Совете безопасности ООН, изложил позицию Пекина в вопросах борьбы с терроризмом.

«Поднебесная тогда призывала координировать действия международного сообщества по борьбе с терроризмом, придерживаться многостороннего подхода и согласованного стандарта при противодействии терроризму. Китай предлагал международному сообществу усилить сбор и обмен информацией, укрепить киберборьбу с терроризмом, перекрыть каналы аккумуляции их финансовых средств, а также содействовать избавлению от экстремизма», – напомнила эксперт.

И отсутствие универсально согласованного определения терроризма, продолжила она, «варьируется в зависимости от международных организаций и даже взаимодействия с США, что позволяет использовать характеристику экстремистских групп в политических целях».

Синьцзян как способ давления на Поднебесную

Многие эксперты сходятся во мнении, что так называемый американский «законопроект по Синьцзяну» – важная составляющая глобальной стратегии Вашингтона, которую США не намерены менять. И это не что иное, как банальная попытка оказать давление на Пекин, потому как для Запада неприемлемо, что социалистический Китай добивается успехов в экономическом развитии и происходит торжество идей «социализма с китайской спецификой».

Другие же аналитики акцентируют внимание на геополитическом расположении СУАР, и, кроме перехвата у Китая контроля над месторождениями Синьцзяна, США интересует и нефть Каспийского бассейна, включая Казахстан.

Так, в своей книге «Новая Большая игра: кровь и нефть в Центральной Азии» авторитетный немецкий военный журналист и писатель Лутц Клевеман написал:

«Как известно, Китай скупил 60 процентов третьего по величине в мире нефтяного месторождения под Актюбинском и проложил из Казахстана трубопровод до административного центра Синьцзяна – Урумчи. В данных обстоятельствах США надеются не столько на свои планы военного «окружения» Китая, сколько на окружение его обманчивыми дипломатическими интригами (deceptive surface of diplomatic negotiations)».

Россия, по его мнению, хотела бы, чтобы нефть шла на север к ее границам. Иран хотел бы, чтобы он шел на юг в сторону Тегерана. А США хотели бы, чтобы трубы шли либо на запад, к давнему соратнику Турции, либо на восток к новому союзнику в регионе – Афганистану.

И задача отрыва Синьцзяна от Китая или, по крайней мере, распространения хаоса в этом автономном районе КНР, является для США едва ли не важнейшей в новой Большой игре XXI века – в схватке за мировую гегемонию.

«Геополитическое положение, богатство природных ресурсов, национальный состав, потенциал экономики СУАР – это основные факторы, формирующие ресурсы развития и определяющие значимость региона. В то же время нестабильная ситуация в районе может быть причиной появления угроз национальной и международной безопасности. Это угрозы, связанные с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и этническим сепаратизмом», – добавила Светлана Кожирова.

Китай борется с бедностью и… побеждает!

Тем временем народам многочисленных национальностей СУАР КНР гарантированы все аспекты борьбы с бедностью, занятости, образования и медицинского обслуживания.

Так, например, современный Синьцзян демонстрирует опережающие показатели социально-экономического развития, а правительство уделяет важное внимание проблемам занятости населения и борьбе с бедностью.

«За 2015-2020 годы в Синьцзяне вывели из нищеты почти 3 миллиона человек. Только за 2020-й на проекты по борьбе с бедностью потрачено около 2 миллиардов долларов, из черты бедности выведены 10 уездов, 559 деревень, это 42 тысячи 100 домохозяйств и 165 тысяч 800 людей. Свыше 169 тысяч 200 малообеспеченных семей (более 40 тысяч домашних хозяйств) на год раньше переселили из бедных районов с довольно суровыми жизненными условиями в благоприятные. Устраняются также недостатки в обеспечении питьевой водой, совершенствуется механизм мониторинга и помощи гражданам, оказавшимся за чертой бедности. Также за последние пять лет решена проблема безопасности питьевой воды для 1,52 миллиона малоимущих», – приводит данные эксперт.

Развитие экономики, по ее словам, позволяет создать большое количество новых предприятий, что в свою очередь ведет к появлению новых рабочих мест и в конечном итоге к росту благосостояния населения.

«В 2020-м Синьцзян приложил все усилия для стабилизации обеспечения занятости и создал 461 тысячу 100 новых рабочих мест в городских районах. В прошлом году 102 тысячи 200 выпускников обычных колледжей и университетов района получили 91 тысячу рабочих мест, и 26 тысяч 200 выпускников Синьцзяна вернулись из университетов внутренних районов, получив 23 тысячи 300 рабочих мест. Также в 2020-м устроились на работу 42 тысячи 100 человек», – сказала Светлана Кожирова.

Кстати, Синьцзян преодолел последствия эпидемии коронавируса и ускорил строительство ключевых проектов, а количество вновь зарегистрированных субъектов рынка неуклонно растет, демонстрируя восстановление экономики, а потребительский спрос движется к отметкам до эпидемиологических показателей.

Власти Китая прекрасно понимают, что развитие промышленного потенциала автономного района является одним из способов повлиять на сепаратистские настроения коренного населения СУАР.

«Кроме того, в прошлом году в Синьцзяне была оказана поддержка предпринимательской и инновационной деятельности в стимулировании трудоустройства, выданы более 24 тысяч предпринимательских обеспеченных кредитов на общую сумму 2,528 миллиарда юаней, зарегистрированы 73 тысячи 900 новых предпринимателей и обеспечена занятость 134 тысяч 300 человек», – подчеркнула руководитель Центра китайских и азиатских исследований Казахстана.

Образованный Синьцзян

По последним данным, механизм гарантии обязательного образования в сельских районах Синьцзяна, а также политика освобождения от уплаты различных сборов и оплаты обучения в городских условиях достигли полного охвата, а обязательное образование в Синьцзяне вступило в эпоху «абсолютно бесплатного».

Сегодня, по сведениям центра, в регионе полностью реализованы программы для детей нуждающихся семей, вынужденных ранее бросать обучение в школах.

Так, в 2006 году с введением в действие нового механизма гарантии финансирования обязательного сельского образования все учащиеся сельских начальных и средних школ в Синьцзяне получили бесплатное образование. А все нуждающиеся учащиеся в 2008-м получали пособие на жизнь. Также всех учащихся обязательного городского образования освободили от оплаты обучения и других сборов.

С 2007 года Китай ежегодно инвестировал 129 миллионов юаней для финансирования 51 тысячи обычных колледжей и университетов и 95 тысяч средних и высших профессиональных школ для крайне нуждающихся учащихся, 70 процентов из которых составляют учащиеся из числа этнических меньшинств.

Еще в 2012-м, по данным руководителя Центра китайских и азиатских исследований, Синьцзян выделил 2,45 миллиарда юаней на обеспечение обязательного образования в сельской местности.

«Государственные субсидии для школ обязательного образования в сельской местности увеличились с 400 до 500 юаней на человека в учебный год в начальных школах в прошлом году и с 600 до 700 юаней на человека в учебный год в неполных средних школах», – отмечает Светлана Кожирова.

Таким образом, в течение 13-летней пятилетки СУАР выделил в общей сложности 397 миллиардов юаней в фонды образования, усовершенствовал механизм гарантий для фондов обязательного образования, улучшил систему финансирования образования на всех уровнях и поддержал профессиональные колледжи в развитии базового потенциала.

Медицина в СУАР КНР

На сегодня, по данным Центра китайских и азиатских исследований Казахстана, системой базового медицинского страхования, в том числе от тяжелых болезней, охвачено 100 процентов населения.

«Оплата по основным позициям постепенно переводилась на комплексный метод, который определяется по группе болезней, койко-дням в рамках общего управления бюджетом фонда медицинского страхования», – рассказала руководитель центра.

Кроме того, заметила она, «в СУАР активно продвигается комплексная и углубленная реформа медицины и системы здравоохранения, решаются проблемы высоких цен на лекарства, медицинские расходные материалы и полностью реализовываются меры по включению большего количества видов лекарств и медрасходных материалов в перечень централизованных закупок фиксированного объема лекарственных препаратов».

«Внедрение централизованных закупок повысило уровень клинического употребления лекарств населением Синьцзяна, а также способствовало значительному снижению их цен и значительно облегчило жизнь жителям региона с хроническими заболеваниями и онкологией», – подчеркнула Светлана Кожирова.

О каком геноциде идет речь?

Если, по мнению прозападных СМИ, власти Китая угнетают население уйгурского нацменьшинства, то впору спросить: «Откуда тогда такие показатели?»

Итак, за последние годы, по информации центра, численность уйгуров в Синьцзяне увеличилась на 25,04 процента – с 10 миллионов 171 тысячи 500 человек в 2010 году до 12 миллионов 718 тысяч 400 в 2018-м. А темпы роста численности уйгурского населения намного превышают численность других национальностей, в том числе и ханьцев (китайцев).

Темпы роста численности уйгурского населения не только выше темпа роста всего населения Синьцзяна (13,99 процента), но также выше, чем темп роста численности всех национальных меньшинств (22,14 процента), и выше, чем рост численности самих ханьцев на 2 процента.

«Ключ» экономической безопасности Китая

Хоть Синьцзян отстает от большей части Китая по своей доле от национального дохода, остальная часть Поднебесной обязана своему экономическому росту именно Синьцзяну, и поэтому китайское правительство уделяет особое внимание экономическому развитию региона, прекрасно понимая, что развитый и стабильный Синьцзян – один из ключей обеспечения экономической безопасности Китая в долгосрочной перспективе.

И Пекин не может рисковать регионом, производящим энергоносители и хлопок и являющимся крупным внешнеторговым узлом транспортных путей, связывающим Китай с остальным миром.

Впрочем, эксперты сомневаются, что попытки США подорвать экономическую мощь Поднебесной увенчаются успехом. Так, по словам профессора кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александра Бельчука в СМИ, «Китай уже сейчас по многим показателям является первой экономикой мира».

«Можно ожидать, что в перспективе Китай нарастит еще большую мощь, а США и дальше будут бороться с ним с помощью бездоказательных обвинений», – считает он.

И многие, подчеркивает Александр Бельчук, верят в подобную информационную пропаганду. Он отмечает, что в этом плане политика Вашингтона весьма эффективна.

Анара МАМЫТОВА

URL: https://archive.bulak.kg/show/15838