В Кыргызстане внедряется инклюзивное образование

0

В Кыргызстане впервые разработали образовательные программы для внедрения инклюзивного образования. Программы должно утвердить министерство и тогда их начнут внедрять в школах 

Инклюзивное образование основывается на идее равенства прав и возможностей. Каждый человек, не смотря на свои особенности, имеет право жить и быть полноценным членом общества, общаться и выражать свое мнение, чувство.

Но насколько это было возможно в школах Кыргызстана, где по традиции советской школы дети с особенными нуждами обучались в спецшколах, замкнутых и отгороженных от всего мира. Можно ли было в таких условиях содержания, воспитания и обучения детей говорить о слиянии таких детей с реальностью, насколько они были близки к тому, чтобы при взрослой жизни продолжать жить в большом обществе? 

Программы есть, ждут одобрения 

В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе в КР» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» были разработаны программы по предметам математика, кыргызский язык, русский язык, родиноведение, изобразительное искусство и ручной труд для обучения детей в условиях инклюзивного образования в начальных классах общеобразовательной школы.

За этим последуют следующие шаги - подготовка материалов для создания учебников и методических пособий по обучению детей с применением индивидуального и дифференцированного подходов в общеобразовательной школе. До сих пор в стране не было системы преподавания с учетом обучения в классе детей с разными возможностями - педагоги ситуативно решали вопросы обучения детей с ограниченными возможностями, часто испытывали трудности в подаче материала, в работе с учащимися на уроке.

Эти программы уже одобрили на заседании учебно-методического объединения по общему образованию Кыргызской Академии Образования (КАО), которое прошло в феврале текущего года. Об этом сообщила один из разработчиков программ, специалист КАО по инклюзивному образованию Айгуль Абакирова. Теперь документ должно рассмотреть и утвердить министерство.

«Программы написаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и имеют структуру, которая учитывает последовательность подачи материала, взаимосвязь с жизнью, учитывает межпредметные связи», - рассказала Айгуль Абакирова.

Как отметила, менеджер Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова, примерные программы по предметам начального общего образования содержат требования к результатам освоения предмета. Они приближенны к утвержденным программам по европейским куррикулумам.

Примерные программы, разработанные специалистами КАО, стали основой для разработки моделей методических материалов по основным предметам начальной школы, работающей на идеях инклюзивного образования.

В Министерстве образования и науки Кыргызской Республики сообщили, что начиная с 2019-2020 годов планируется пилотный запуск программ инклюзивного образования. А в ближайший год в 11 школах пройдет апробация, в которой примут участие около 300 учеников и 65 учителей.

Программы есть - кадров нет 

Однако внедрение инклюзивного образования осложняется проблемой нехватки профессиональных кадров.

В ведущих вузах обучают специалистов по начальному образованию, но не готовят учителей, которые будут обучать детей соблюдая принцип индивидуального подхода, пояснила преподаватель кафедры Специальной педагогики и психокоррекции, член рабочей группы по разработке программ Замира Джапарова.

«Сколько в Кыргызской Республике компетентных педагогов, которые бы владели методикой индивидуального подхода в обучении, никто не подсчитывал, Но их недостаточно. Поэтому сейчас становится важным повышение квалификации учителей, обучение педагогов инновационным технологиям и дидактическим приемам с учетом особенностей и способностей каждого учащегося класса», - отметила Замира Джапарова.

Начальник Управления школьного, дошкольного и внешкольного образования (УШДВО) в Министерстве образования и науки КР Марат Усеналиев отметил, что в массовых школах в Кыргызской Республике начали обучать детей с нарушениями в развитии еще в 90-е годы. С тех пор педагоги говорят о необходимости утвержденных программ и стандарта, учитывающих разноуровневость знаний учащихся в классе.

По данным Национального статистического комитета, в 2016-2017 учебном году в школах Кыргызской Республики обучалось около 12 тысяч школьников с различными нарушениями и проблемами здоровья.

URL: https://archive.bulak.kg/show/5370